Наталья Бобыкина
Бисерное панно "Усадьба"
Связь бисерного панно из собрания Эрмитажа с усадьбой Полтево - микрорайоном городского округа Балашиха
В фондах Эрмитажа (СПб) на постоянном хранении одно необычное панно «Усадьба». На нем с помощью бисера вышита картина неизвестного наивного художника, где изображена старинная усадьба с парком, хозяйственными постройками, прудом и людьми. Но, главная достопримечательность этой картины – храм, очень похожий на Никольский храм в микрорайоне (быв. селе) Полтево городского округа Балашиха. Можно было бы выразить сомнение тот ли этот храм, но дело в том, что он – единственный в стиле западноевропейского барокко, построенный в России.
Описание экспоната Эрмитажа:
Панно «Усадьба» со стеклярусом из Усть-Рудицы, Россия, середина XVIII века
Холст, бисер, стеклярус; вышивка 250,0х215,0 см Инв. № ЭРТ-15510
Пост. в 1931 г. от Общества древней письменности

Из истории села Полтево.
Село Полтево в писцовой книге XVI века упоминается деревней Сущево, Агафоново тож. Первым ее владельцем был боярин Сущев.
После польско-литовской интервенции начала XVII века деревня Сущево была пожалована государем полководцу князю Дмитрию Петровичу Пожарскому (Лопате) (? – 1641). После своей смерти деревеньку Сущево князь завещал своему племяннику, не менее легендарному воеводе Семену Романовичу Пожарскому (1618-1659), который был предательски убит в стане крымского татарского хана Мехмеда IV Герая. После его смерти вдова Семен Романович уступила в эту деревеньку думному дворянину Федору Алексеевичу Полтеву.
В 1660 г. Полтев построил деревянный храм с престолом в честь святителя Николая Чудотворца и деревня стала сельцом Никольским. Полтевы владели селом Никольским до 1703 года, когда разорившийся дворянин Яков Федорович Полтев продал сельцо сподвижнику Петра I, генерал-адмиралу графу Федору Матвеевичу Апраксину. граф Ф. М. Апраксин был участником многих морских и сухопутных сражений, казначеем первого Русского флота.

Описание усадьбы.
Усадебный ансамбль состоял из господского каменного дома, двух деревянных светлиц, людских изб, деревянных поварни и погребов. Хозяйственный двор усадьбы состоял из деревянных комплексов конюшенного и скотного дворов. Вся усадьба была огорожена деревянной оградой с башнями. К усадьбе примыкал фруктовый сад и располагался выкопанный пруд. Главной достопримечательностью усадьбы был необыкновенный храм, построенный по чертежам неизвестного архитектора из мячковского белого камня (подмосковный известняк), из которого были построены дома Апраксиных в Москве.

Владельцы Полтево после Апраксина Ф.М.

Федор Матвеевич Апраксин завещал продать Полтево, а на вырученные средства выкупить русских солдат и матросов, томящихся в плену в разных странах, а также отдать долги за неимущих. Сельцо купил вице-канцлер Российский Андрей Иванович Остерман (1686-1747), который выполнил просьбу своего соратника.
В 1741 году граф попал в опалу, имения у него изъяли в пользу государства, а его самого выслали в Березов, где он и умер.
В 1742 году все имения графа были возвращены его сыновьям Федору и Иоганну, видным военным и политическим деятелям России того периода. Полтево отошло Федору Андреевичу, а Иоганну Андреевичу досталось имение под Санкт Петербургом, находящимся недалеко от усадьбы М.В. Ломоносова, где русский ученый проводил свои научные исследования по созданию стекла, смальты и бисера. Видимо, это и было причиной появления необычного панно, вышитого бисером. В 1765 году Ломоносов умер, его исследования женой-немкой были остановлены. К слову сказать, в период Великой отечественной войны здесь была страшная бомбежка и вся усадьба и великие открытия ученого погребены под большим слоем земли. Еще никто не начинал раскопки ломоносовской усадьбы.
Федор Андреевич Остерман увидел уникальность Никольского храма в Полтево, выделил средства для его ремонта и до 1917 года все наследники Ф.А. Остермана следили, чтобы никто не переделал этот храм.
В реестр памятников архитектуры Московской области храм поставлен в 1950-е годы.
История панно
Панно было выполнено из бисера и стекляруса ломоносовской мастерской. Где оно находилось до 1921 года – пока неизвестно, но в 1921 году Общество древней письменности (Санкт Петербург-Петроград) передало его вместе с другими своими предметами собрания в дар Эрмитажу, где оно находится до сих пор. Панно выставлялось несколько раз в экспозициях. Последним его выход был в честь юбилея М.В.Ломоносова на выставке «Ломоносов и елизаветинское время».
В 1947 году отделом реставрации Эрмитажа, куда поступило панно, проведено тщательное обследование ветшающего экспоната, констатировано многочисленное выпадение бисера и стекляруса из общего пространства вышивки. Было принято решение применить на нем новый метод консервации, пришедший к нам из Франции. Панно было прибито к фанере и залито смесью клея с желатином. В таком виде оно хранится до сих пор.

Описание метода реставрации
Интересным реставрационным объектом явилось большое бисерное панно XVIIIв. русской работы, изображающее помещичью усадьбу (2,2x2,5 = 5,5 кв. м). Панно ко времени поступления в реставрацию (1948 г.) пришло в очень ветхое состояние. Во многих местах бисер осыпался и утратился, из-за большого веса бисера текстильная основа обветшала и вытянулась, вследствие чего панно обвисло и, образовав складку, опустилось за пределы нижнего края деревянной рамы.
Реставрация панно была осуществлена следующим образом. После тщательной очистки бисера от грязи промывкой водно-спиртовым раствором панно наклеили (дублировали) на новую основу.
Для этого кусок тюля соответствующей величины был настлан на пропарафиненный реставрационный стол, равномерно растянут во все стороны, для избежания образования складок и приклейкой по краям на столе зафиксирован, затем еще такой же кусок тюля наложили поверх, но так чтобы нити основы верхнего куска оказались расположенными перпендикулярно нитям нижнего.(* Нити основы расположены параллельно кромки тюля.) Тщательно расправив верхний тюль на него широкой кистью обильно нанесли жидкий клейстер. После сушки оба слоя оказались прочно склеенными и зафиксированными на реставрационном столе. На эту двойную тюлевую основу разложили панно левой стороной вниз и расправили во все стороны. Приклейку провели в два приема. Перегнув панно пополам, на тюль и на половину левой стороны панно нанесли густой клейстер, а затем загнутую половину панно снова уложили на тюль.
Вторую половину панно обработали также.
Затем панно покрыли чистым тюлем и через него раскатали во всех направлениях резиновым валиком. Этим была достигнута прочная и равномерная приклейка панно к дублировочному тюлю.
На этом дублировка была закончена, но принимая во внимание большой вес панно, решили укрепить его еще на щите из толстой фанеры, что и осуществили при помощи густого клейстера.
Таким образом, перенос панно на новую основу, закрепленную на жесткой подкладке, создал наилучшие условия для вертикальной экспозиции его. После дублировки приступили к закреплению нитей, на которых нанизан бисер.
Для этой цели плоской кистью нити пропитали закрепителем. Эта пропитка, чередуясь с просушкой, повторялась четыре раза. Отдельные бисеренки, которые грозили выпадением или уже выпали, но сохранились, были укреплены на месте желатиновым клеем (рис. 53).(* Желатина 15%, глицерина 5%.)
Первоисточник: РЕСТАВРАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ ТКАНЕЙ. ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ. СЕМЕНОВИЧ Н.Н., ГЭ, Л., 1961

Метод, конечно, варварский, но в те годы просто не было других технологий. К тому же консервация произведения приостановила выпадение бисера из работы.
В связи с большими габаритами произведения затруднительно выносить панно на обзор даже специалистам. Сотрудники музея рассмотрели нашу просьбу об изучении панно, но ответили, что не могут в данный момент показать нам панно, но любезно предоставили нам для работы и научного исследования фотографии уникального панно.

Панно "Усадьба" вышито бисером и стеклярусом Усть-Рудицкой фабрики М.В.Ломоносова техников "вприкреп". Для того, чтобы создать копию этой работы, нам понадобится создать макет картины в полный размер и рассчитать необходимое количество бисера. Для такой уникальной работы нужна и уникальная вышивальная рама. Ее мы будем заказывать резчику по дереву, дав ему соответствующие размеры. Планируется к лету все подготовить и начать работу над созданием панно "Усадьба" для нашего городского округа Балашиха.
Технология пришивания бисера
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website