Наталья Бобыкина
Полтево, ломоносовский бисер и государственные деятели России
История бисерного панно 1765 года
В фондах Эрмитажа (СПб) на постоянном хранении находится один необычный экспонат - панно «Усадьба». На нем бисером и стеклярусом вышита картина неизвестного наивного художника, изображающая старинную усадьбу с парком, хозяйственными постройками, прудом и людьми. Но, главная достопримечательность этой картины – храм, очень похожий на Никольский храм в микрорайоне (быв. селе) Полтево городского округа Балашиха.
Можно выразить сомнение тот ли этот храм и наша ли усадьба Полтево изображены на панно, но дело в том, что этот храм – единственный в стиле западноевропейского барокко, построенный в России в начале XVIII века.
Из истории села Полтево.

Село Полтево в писцовой книге XVI века упоминается деревней Сущево, Агафоново тож. Первым ее владельцем был боярин Сущев.
После польско-литовской интервенции начала XVII века деревня Сущево была пожалована государем полководцу князю Дмитрию Петровичу Пожарскому (Лопате) (? – 1641), потомку Рюриковичей, оказавшему существенную помощь в сборе ополчения против польско-литовских захватчиков русского престола наравне со своим внучатым братом Дмитрием Михайловичем Пожарским (оба похоронены в мужском Спасо-Евфимиевом монастыре г. Суздаля). После своей смерти деревеньку Сущево князь завещал своему племяннику, не менее легендарному воеводе, окольничему Семену Романовичу Пожарскому (1618-1659), отличившемуся в борьбе с крымским ханством, постоянно набегавшим на русские земли. Защищая Украину от татар, Семен Романович Пожарский был предан крымчанам изменником Ивашкой Выговским, захвачен в плен татарским войском и убит в стане крымского хана Мехмеда IV Герая, о чем была даже сложена народная песня:

Отвечает Пожарской-князь
Самому хану Крымскому:
«А и гой еси, Крымской хан,
Деревенской шишиморы!
Я бы рад тебе служить,
Самому хану Крымскому,
Кабы не скованы мои резвы ноги,
Не связаны белы руки
Во чембуры шекловые,
Кабы мне сабелька вострая,
Послужил бы тебе верою
На твоей буйной голове,
Я срубил тебе буйну голову!»
(отрывок песни о Семене Пожарском)

По приказу Мехмеда IV Герая Семена Поджарского обезглавили перед ханом.
После смерти Семен Романович Пожарский был прославлен как местночтимый святой Русской православной церкви.

После его смерти вдова Семена Романовича уступила эту деревеньку думному дворянину Федору Алексеевичу Полтеву.

В 1660 г. Полтев построил деревянный храм с престолом в честь святителя Николая Чудотворца и деревня стала сельцом Никольским. Полтевы владели селом Никольским до 1703 года, когда разорившийся дворянин Яков Федорович Полтев продал сельцо сподвижнику Петра I, генерал-адмиралу графу Федору Матвеевичу Апраксину (1661 - 1728). Граф Ф. М. Апраксин был участником многих морских и сухопутных сражений, другом Петра I, участником Великого Посольства Петра Великого в 1697-1698 гг., отличившемуся при осаде Выборга в 1709 году.

памятник Ф.М.Апраксину в Выборге
Ф.М.Апраксин
Ф.М.Апраксин, 1720-е годы
Усадьба и ее именитые владельцы, продолжение. Усадебный ансамбль состоял из господского каменного дома, двух деревянных светлиц, людских изб, деревянных поварни и погребов. Хозяйственный двор усадьбы состоял из деревянных комплексов конюшенного и скотного дворов. В парке были вырыты уникальные треугольные пруды. Вся усадьба была огорожена деревянной оградой с башнями. К усадьбе примыкал фруктовый сад и располагался выкопанный пруд. Главной достопримечательностью усадьбы был необыкновенный храм, построенный по чертежам неизвестного архитектора из мячковского белого камня (подмосковный известняк), из которого были построены дома Апраксиных в Москве.

В своем завещании перед смертью Федор Матвеевич Апраксин распорядился продать Полтево, а на вырученные средства выкупить русских солдат и матросов, томящихся в плену в разных странах, а также отдать долги за неимущих.

Сельцо Полтево купил вице-канцлер Российский Андрей Иванович Остерман (1686-1747), который выполнил просьбу своего соратника.
В 1741 году граф Остерман попал в опалу императрицы Елизаветы Петровны, потому что выступил против ее назначения царицей. Вступив на престол, она распорядилась изъять у него все имения в пользу государства, а его самого выслать в Березов, где он и умер.

В 1742 году все имения графа были возвращены его сыновьям Федору и Иоганну, видным военным и политическим деятелям России того периода. Полтево отошло Федору Андреевичу, а Иоганну Андреевичу досталось имение под Санкт Петербургом, находящимся недалеко от усадьбы М.В. Ломоносова, где русский ученый проводил свои научные исследования по созданию стекла, смальты и бисера. Видимо, это и было причиной появления необычного панно, вышитого бисером. В 1765 году Ломоносов умер, его исследования женой-немкой были остановлены. К слову сказать, в период Великой отечественной войны здесь была страшная бомбежка и вся усадьба и великие открытия ученого были погребены под большим слоем земли и пока никто не начинал раскопки.

Федор Андреевич увидел уникальность Никольского храма в Полтево. Он выделил средства для ремонта храма и до 1917 года все наследники Ф.А. Остермана следили, чтобы этот храм никто не переделывал.

В реестр памятников архитектуры Московской области храм поставлен в 1950-е годы.

Великое посольство Петра I

Великое посольство – это поездка Петра I в 1697-1698 гг.по Западной Европе во главе дипломатической миссии.
Цели поездки:
1. Знакомство своих дворян с жизнью в Европе и возможность перенести изменения в жизнь России;
2. Приглашение специалистов для работы в России, в том числе архитекторов, инженеров, художников;
3. Отправка на обучение своих дворян в страны с лучшим порядком;
4. Закупка материалов, предметов искусства, чертежей, оружия.
Миссия посетила Курляндию, Кенигсберг, Голландию, Англию, Австрию.
По дороге царь изучал артиллерийское дело, устройство ветряных мельниц, кораблестроение, посещал фабрики, мастерские, даже присутствовал на лекции по анатомии и побывал на заседании английского парламента.
Итоги посольства:
1. Осознание Петром I о необходимости вызода России к Балтийскому морю вместо войны с Османской империей.
2. Дружба с королем Речи Посполитой Августом 2;
3. Преобразование уклада России на европейский лад (календарь, праздники, одежды, школы, книги и др.);
4. Привоз в страну более 1000 специалистов для службы;
5. Открытие в с России новых мануфактур, предприятий;
6. Закупка нового вооружения.
Каждый дворянин, побывавший с великим посольством в Европе, привез и для своих усадеб много нового: произведения искусства, мастеров и архитекторов. И после этой поездки дворяне в своих усадьбах стали строить новые дворцы и храмы на европейский манер, одеваться по-европейски.

Протестантское барокко

Барокко по праву называют искусством эпохи абсолютизма. Оно зародилось в Южной Европе, проникло в Англию, Голландию, Францию, в последней трети XVII в. пришло в Германию.

Протестантизм, являясь продолжением католицизма, развил и свои характерные черты в архитектуре, главной из которых является лаконичность фасадов, отсутствие большого количества украшающих элементов, как внутри, так и снаружи храма. В процессе борьбы с протестантизмом, были разрушены и удивительные по красоте протестанские храмы. В Европе их осталось четыре, пятый храм – это Никольский храм в Полтево, отчего его сохранность становится еще важнее.

История панно
Панно было выполнено из бисера и стекляруса ломоносовской мастерской в Усть-Рудице во второй половине XVII века. В самой усадьбе Ломоносова не зафиксировано мастерской по плетению и вышиванию бисером. Там была только мастерская по производству мозаики из смальты.
Единственная существовавшая в то время вышивальная мастерская французской актрисы Марии де Шель выполнила один-единственный заказ - 12 панно из стекляруса, вышитые синелью (французским объемным шелком) для Китайского кабинета императорского дворца в Ораниенбауме. Его заказала Екатерина II. Долгое время считалось, что такую работу невозможно было выполнить в России, но оказалось, что Стеклярусный кабинет изготовлен русскими вышивальщицами-золотошвеями в мастерской эмигрантки-француженки. Рисунки для панно выполнил С. Бароцци, весь китайский кабинет спроектировал Антонио Ринальди. Известно, что Мария де Шель, хозяйка мастерской, хотела получить за вышитые панно большую награду, но просчиталась. Екатерина II заплатила столько, сколько посчитала нужным, и мастерская французской актрисы после этого закрылась.

Для изготовления панно "Усадьба" и панно Стеклярусного кабинета использовался ломоносовский стеклярус из Усть-Рудицы.

Рисунок панно "Усадьба" выполнен самодеятельным художником. По нашему предположению, вышивальные работы могли выполнить крепостные девушки в усадьбе Иоганна Андреевича Остермана на Петергофской дороге, где часто отдыхал у своего брата Федор Андреевич Остерман, владелец села Полтево. Имение М.В.Ломоносова Усть-Рудица находилось неподалеку.

Скорее всего панно никогда не покидало Санкт Петербург и его окрестности, и не привозилось в село Полтево. В Эрмитаж оно попало вместе с большим собранием произведений искусства из Санкт Петербургского Общества древней письменности в 1921 году.

Где находилось панно "Усадьба" до 1921 года – неизвестно. И это - тема наших дальнейших исследований.

В 1947 году отделом реставрации, куда поступило панно, проведено обследование ветшающего экспоната, зафиксировано выпадение бисера и стекляруса из общего пространства вышивки. Было принято решение применить на нем новый метод консервации, пришедший к нам из Франции. Панно было прибито к фанере и залито смесью клея с желатином. В таком виде оно хранится до сих пор.

Панно сегодня находится на постоянном хранении в Эрмитаже и выставлялось несколько раз в экспозициях. Последним его выход был в честь юбилея М.В.Ломоносова на выставке «Ломоносов и елизаветинское время» в 2011 году.
Дом Карла Сиверса, позднее дача Иоганна Андреевича Остермана, сегодня - дом культуры "Кировец"
Стеклярусный китайский кабинет и его фрагменты
Описание метода реставрации

Интересным реставрационным объектом явилось большое бисерное панно XVIIIв. русской работы, изображающее помещичью усадьбу (2,2x2,5 = 5,5 кв. м). Панно ко времени поступления в реставрацию (1948 г.) пришло в очень ветхое состояние. Во многих местах бисер осыпался и утратился, из-за большого веса бисера текстильная основа обветшала и вытянулась, вследствие чего панно обвисло и, образовав складку, опустилось за пределы нижнего края деревянной рамы.
Реставрация панно была осуществлена следующим образом. После тщательной очистки бисера от грязи промывкой водно-спиртовым раствором панно наклеили (дублировали) на новую основу.
Для этого кусок тюля соответствующей величины был настлан на пропарафиненный реставрационный стол, равномерно растянут во все стороны, для избежания образования складок и приклейкой по краям на столе зафиксирован, затем еще такой же кусок тюля наложили поверх, но так чтобы нити основы верхнего куска оказались расположенными перпендикулярно нитям нижнего.(* Нити основы расположены параллельно кромки тюля.) Тщательно расправив верхний тюль на него широкой кистью обильно нанесли жидкий клейстер. После сушки оба слоя оказались прочно склеенными и зафиксированными на реставрационном столе. На эту двойную тюлевую основу разложили панно левой стороной вниз и расправили во все стороны. Приклейку провели в два приема. Перегнув панно пополам, на тюль и на половину левой стороны панно нанесли густой клейстер, а затем загнутую половину панно снова уложили на тюль.
Вторую половину панно обработали также.
Затем панно покрыли чистым тюлем и через него раскатали во всех направлениях резиновым валиком. Этим была достигнута прочная и равномерная приклейка панно к дублировочному тюлю.
На этом дублировка была закончена, но принимая во внимание большой вес панно, решили укрепить его еще на щите из толстой фанеры, что и осуществили при помощи густого клейстера.
Таким образом, перенос панно на новую основу, закрепленную на жесткой подкладке, создал наилучшие условия для вертикальной экспозиции его. После дублировки приступили к закреплению нитей, на которых нанизан бисер.
Для этой цели плоской кистью нити пропитали закрепителем. Эта пропитка, чередуясь с просушкой, повторялась четыре раза. Отдельные бисеренки, которые грозили выпадением или уже выпали, но сохранились, были укреплены на месте желатиновым клеем (рис. 53).(* Желатина 15%, глицерина 5%.)

Первоисточник: РЕСТАВРАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ ТКАНЕЙ. ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ. СЕМЕНОВИЧ Н.Н., ГЭ, Л., 1961

Метод, конечно, варварский, но он приостановил выпадение бисера из панно. Панно, приклеенное к большой фанере, не может быть свернуто. Оно имеет огромные габариты, стоит в хранилище глубоко у стены и, чтобы вынести его для просмотра, нужно неделю перекладывать подобные работы. Поэтому сделать осмотр уникального панно сегодня не представляется возможным. Но сотрудники Эрмитажа любезно предоставили фотографии для работы над реконструкцией панно и использования его изображения в курсе дистанционного обучения вышивке.
Панно вышито бисером и стеклярусом Усть-Рудицкой фабрики М.В.Ломоносова техникой "вприкреп".
Есть желание повторить эту работу для городского округа Балашиха. Ломоносовский бисер, конечно, сегодня недоступен, но есть подходящий для этого бисер и стеклярус чешской фирмы "Яблонекс". Дело остается за малым: решиться на эту работу!
Технология вышивки бисером швом "вприкреп"
Главное, создать схему вышивания, рассчитать количество бисера и стекляруса и решиться на эту важную работу!
Печатные издания, где находится изображение панно "Усадьба":
1. Моисеенко, Е.Ю. Бисер и стеклярус в России / Е.Ю, Моисеенко, В.А.Фалеева. - Л. 1990, ил. 20-25.
2. М.В.Ломоносов и елизаветинское время: каталог выставки / авт.-сост. Н.Ю, Гусева / Государственный Эрмитаж. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2011. - 596 с. - кат. №130, С. 144-145; ил. на с. 46.
3. Червяков, А.Д. Шитье бисером и стеклярусом / А.Д Червяков. - М.: Русское декоративное искусство, 1965. - Т. 3 С. 177-180. Ил.117.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website