Научный эксперимент
Орнамент и музыка
Н.Бобыкина
Традиционные народные орнаменты – это необъятный мир русской культуры, вобравший в себя многовековые традиции народностей, проживающих на территории нашей страны. «Орнамент как компонент любой национальной культуры является без преувеличения самой древней формой выражения творческой активности человека» [1, 37].

Научные исследования вышитых орнаментов проводились учеными на протяжении XIX-XX вв. (Амброз А.К., Динцесс А.И., Дурасов Г.П., Маслова Г.С., Рыбаков Б.А., Стасов В.В.), продолжаются они и сегодня (Большова С.И., Денисова И.М., Иванова И.И., Китова С.А., Шангина И.И., и др.).
Разнообразие орнаментов
Параллели между музыкой и орнаментом были замечены музыкантами и художниками еще в древности. Античные философы обратили внимание на общие законы развития музыки и орнамента, сравнивали формы фигур, звуков и цвета. «Вся музыка – орнамент». Иммануил Кант считал, что у музыки и орнамента «наиболее выразительные проявления «свободной» красоты как искусства, цель и полезность которых… недоступны для нас».
Иммануил Кант
(1724 - 1804)
В художественном искусстве орнамент – это «узор из ритмически упорядоченных элементов».
Орнамент и музыка имеют общие законы развития, такие как ритм и композиция. «Орнаментика» в музыке - это учение о способах украшения мелодии с помощью специальных музыкальных приемов. Орнаментика – это вид аранжировки музыки, позволяющий музыканту импровизировать, передавать свои чувства и эмоции, при этом следуя основной партитуре.

Аве Мария
Как нарисовать звук?
Многие ученые изучали такие феномены, как цвет в музыке и музыку в живописи. Сегодня появился научный термин - «синестезия». В Большой Советской энциклопедии понятие «синестезия» (греч. Synaisthesis – соощущение) описано, как «явление восприятия, когда при раздражении данного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают ощущения, соответствующими другому органу чувств» (например, цветной слух, звуковые переживания и др.). То есть, когда художник пишет картину под звуки музыки, то у него возникают определенные образы и цветовые ощущения. Такими свойствами, например, обладал литовский художник М.К.Чюрленис (1875-1911). Или когда музыкант видит картину и у него возникают свои звуковые образы. Такими ощущениями отличался русский композитор А.Н. Скрябин (1872-1915). Явление синестезии изучают сегодня не только музыканты или живописцы. Психологи при исследовании своих пациентов, преподаватели на уроках живописи для своих учеников включают упражнения в живописи под определенную музыку.
Картины М.К.Чюрлениса (1875-1911).
Долгие годы орнамент рассматривался как декор, украшение одежды и предметов быта. В конце 1930-х г. появление такого искусства как звуковое кино заставило обратить внимание на орнамент с другой стороны. Конструктор Евгений Шолпо, режиссер-аниматор Михаил Цехановский и композитор Арсений Аврамов при создании одного из первых советских звуковых фильмов «Пятилетка. План Великих работ» пришли к идее рисованного звука. На специальную звуковую дорожку на кинопленке они наносили разные кривые линии и простейшие фигуры евклидовой геометрии, получая различные музыкальные звуки. Кинооператор Николай Воинов в своем проекте «Бумажный звук» заставил звучать бумагу, вырезанную в виде различных фигур. В 1929-1930 гг. композитор Арсений Аврамов в своей лаборатории «Мультзвук» разработал технику орнаментального кино, создавая различные орнаментальные дорожки. К сожалению, исследования А.Авраамова были признаны нерентабельными, его лаборатория закрыта, а весь архив погиб в 1936 году.

Е.Шолпо
Евгений Шолпо со своим экспериментом по озвучиванию мультфильмов
Е.Шолпо и вариофон
Кинооператор Николай Воинов и его бумажный звук
Схема вариофона
В 1932 году Оскар Фишингер, немецкий художник и американский абстрактный художник-мультипликатор, ученик известного художника-авангардиста В.Руттмана, экспериментируя над отношением изображения и звука в искусстве кино, пришел к необычному эксперименту «Звучащие орнаменты» («Sounding Ornaments», 1932). Художник нанес на специальную ленту полоски зубчатых орнаментов и через кинопроектор получил проекцию звуков неслыханной до тех пор чистоты, доказав, что орнаменты – это графическое воспроизведение звуков. «Между орнаментом и музыкой существует прямая связь, означающая, что орнамент сам по себе является музыкой» - сделал вывод О. Фишингер.

Оскар Фишингер
Долгие годы к теме звучащих орнаментов относились несерьезно. В конце 1990-х годов в Казани в НИИ экспериментальной эстетики «Прометей» молодые специалисты стали изучать проблему синестезии, обращаясь к сопоставлению «музыка-орнамент». Их разработки в основном касались цветового и светового ощущения музыки. Галеев Б.М. в своей статье об аналогии «Музыка – орнамент» высказал «предположение о наличии возможного внутреннего структурного сходства между национальным мелосом и национальным орнаментом… если искомые корреляции обнаружатся, то можно будет восстанавливать музыку давнего времени по сохранившимся орнаментам».
Bruce Yeany и его эксперименты
Bruce Yeany и его эксперименты
В 2014 году венгерский композитор Таркани Мувек и художница по текстилю, студентка венгерского университета искусств Цсенетта Сзирмей, продемонстрировали с помощью аналогового музыкального механизма звучание традиционного венгерского орнамента. На перфоленту вместо обычных нот с помощью перфоратора они нанесли узор венгерской вышивки и услышали мелодию древних узоров. Эта работа, после публикации ее на сайте «MOME Laboratory» университета искусств Будапешта, получила большой мировой резонанс.
Розалин Тюрек (американская пианистка):
«Изучайте украшения (ornaments). Они – основа (fundaments) музыки»
Из большого количества вышитых узоров для своего эксперимента нами были выбраны две нешироких орнаментальных полосы, часто встречающихся на предметах одежды и быта на территории России, особенно в центральной ее части. Это узор, состоящий из косых крестов и ромбов, и узор, называемый «грабельцы». Третий узор снят с вышивки полотенца, хранящегося в Балашихинском историко-краеведческом музее. На специальную перфоленту узоры были нанесены с помощью перфоратора и их звучание опробовано с помощью аналогового музыкального механизма. Результат превзошел все наши ожидания. Мы действительно услышали ритмичные мелодии, состоящие из нескольких повторяющихся музыкальных элементов.
Для того чтобы дать оценку прозвучавшей мелодии народных узоров, мы обратились в МБУК «Детская духовая музыкальная школа № 2» г.о. Балашиха к профессиональным музыкантам с просьбой прослушать музыкальный ритм древних узоров и попробовать сыграть мелодию на одном из духовых инструментов. «Самый первый мотив – это как бы «зерно», из которого вырастает затем вся мелодия». Услышанный мотив музыкант легко повторил на флейте.
Аналоговый музыкальный инструмент
Таким образом, эксперимент «Орнамент и музыка» позволил сделать следующие выводы:

1. Проигрывая узоры народной вышивки на аналоговом музыкальном механизме, можно услышать звучание древних мелодий.

2. Орнамент – это визуальная музыка.

3. Орнамент – это не только элемент декора, но и средство для структурирования пространства, как в визуальном, так и в звуковом (музыкальном) вариантах.
Звучание числа ПИ. 1 вариант.
Звучание числа Пи. 2 вариант
Наталья Бобыкина, аспирант ФГБОУ "Гжельский государственный университет"
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website